Главная

Редакция

Реклама в газете

Подписка

» » «Колымский лед»:север после «дальстроя»
Тема номера

 
ДУХОВНУЮ СИЛУ СВЯТИТЕЛЯ УНАСЛЕДОВАЛИ ПОКОЛЕНИЯ СЕВЕРЯН...
 
19 сентября в Магадан были принесены честные мощи святителя Иннокентия Московского, Апостола Дальнего Востока и Сибири и Америки. Мощи в Колымскую столицу доставил епископ Якутский и Ленский Роман. В аэропорту владыку Романа и сопровождаемую им святыню встретил епископ Магаданский и Синегорский Иоанн.
 
Рубрикатор
 

   Наш город

   Политика. Власть

   Городское хозяйство

   Культура. Искусство

   Образование. Наука

   История. Память

   Правопорядок

   Однако. Резонанс

   Актуально

   Лица города

   Событие недели

   Общество

   Новости города

   Духовное поле

 
 
Газетный архив
 
 
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
 
 
Сентябрь 2015 (101)
Август 2015 (86)
Июль 2015 (94)
Июнь 2015 (62)
Май 2015 (96)
Апрель 2015 (141)
 
Читаемые
материалы
 
 
 
 
Ваше мнение
 
 
Как вы считаете, какова главная задача школьного образования?



 
 
 
 
 
 

Паспорт РФ - как и где получить, какие документы собирать на паспорт РФ
10-02-2015, 15:34
Многие граждане СНГ мечтают получить паспорт гражданина Российской Федерации.

Не пытайтесь купить паспорт гражданина РФ - лучше получить его легально!
15-01-2015, 01:44
Получить гражданство Российской Федерации быстро, легально, по упрощённой схеме — это мечта сотен и даже десятков тысяч граждан постсоветского пространства, проживающих теперь в странах Содружества Независимых Государств

Интересная информация о паспорте
10-01-2015, 07:24
Мы оказываем услуги по содействию в оформлении документов ( в частности следующих документов: паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, СНИЛС, водительское и др. документов) в кротчайшие сроки

читать все материалы
 
 
 
 

История. Память

 

«Колымский лед»:север после «дальстроя»

 
 
Дата публикации: 23-10-2008, 08:00

Материалы по теме

  • РАССЕКРЕЧЕНЫ ДОКУМЕНТЫ...
  • ТАЙНА «ЖЕЛТОГО ПОРТФЕЛЯ» ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ЭДУАРДА БЕРЗИНА
  • «КОЛЫМСКИЙ ЛЕД»: СЕВЕР ПОСЛЕ ДАЛЬСТРОЯ
  • «Колымский лед»: север после дальстроя
  • Северо-Восток: от Сталина до Хрущева
  •    

    Павел Гребенюк – кандидат исторических наук. Родился в г. Тверь, с 1986 года в Магаданской области. Окончил Северный Международный университет (2003), аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (2007). В 2007 году проходил обучение в Национальном институте банковского менеджмента (Индия, г. Пуна). Автор статей в региональных и общероссийских журналах. Сфера интересов: изучение опыта государственного управления на Северо-Востоке России, внешняя политика России, внешнеэкономическая деятельность.

    – Павел, расскажите, как созрел план книги, каковы были методы Вашей работы?

    – Сама книга, конечно, появилась не случайно и во многом благодаря позиции моего научного руководителя д.и.н. Василия Петровича Попова. В ходе работы над диссертацией он сразу мне сказал, что писать «в стол» не имеет смысла, обязательно должен быть результат в печатном виде. В ходе работы появилось желание рассказать о том, что реально происходило на Колыме, так как зачастую именитые историки, по сути, ведущие ученые страны имели, как мне казалось, несколько «замороженную» позицию на многие проблемы советской истории, которые я тоже пытался исследовать.

    Было много бесед с научным руководителем, каждую из которых можно назвать отдельной лекцией. Поначалу я испытывал некоторую рабочую стесненность или даже подавленность. Формулировка темы казалась неудачной. В голове не было картины. Я считал, настоящая история – это люди, их жизнь, психология. Исследование экономических и политических построений вне связи с социально-психологическим срезом, с поведением людей, я считал нежизненным делом, а сами экономические и политические структуры - застывшими и заледенелыми. Настоящая история должна быть интересна читателю, должна отражать социально-культурную динамику, прежде всего. Экономические показатели, цифры, статистические данные ничего не стоят без их анализа применительно к обществу и человеку, его чувствам, мыслям и переживаниям.

    – Да, Ваша книга достаточно легко читается, несмотря на обилие терминологии, которая может быть непонятна массовому читателю. Что помогло Вам?

    – Я думаю, несколько моментов сыграли свою положительную роль. Первое, это то, что я абсолютно не хотел заниматься тем, что считал не совсем историей – краеведением, всячески старался получить другую тему, не связанную с историей Колымы, которая мне казалась уже заезженной и скучной. То, что я ничего, собственно, и не знал об этом периоде в истории Колымы, а, кроме того, не так хорошо знал историю Дальстроя, сыграло, на мой взгляд, свою положительную роль – мне пришлось с нуля открывать для себя колымский мир.
    Второе, то, что здесь я не был чем-то ограничен, поскольку этот период истории Колымы оставался до сих пор нетронутым исследователями, крупных работ вообще не было, а отдельные статьи можно было пересчитать по пальцам. С одной стороны не было нужды оглядываться на авторитетные мнения, но с другой - предстояла большая работа по сбору информации для написания диссертации.

    Мне кажется, потому я и писал более свободно, но лучший способ проверить понятность текста – это дать почитать его родным, друзьям. Если им что-то непонятно, нужно переделывать, если все понятно – можно оставлять. Однако, признаюсь, не всегда следовал этому правилу, так как все-таки построение научного исследования зиждется на определенных правилах, не нами придуманных.

    – Значит, для Вас главным источником добывания информации стали архивы. Поскольку Вы работали в разных архивах, и в Москве и у нас, расскажите, пожалуйста, об этой стороне работы исследователя.

    – Да, архивы – это место, где знакомишься с документом, и место, где фактически рождаются в процессе этого знакомства какие-то идеи, планы и т.д.

    Впервые в архиве я оказался осенью 2004 г. – это был Российский государственный архив социально-политической истории. В фойе здания стоял обшарпанный стол, за которым с важным видом сидел охранник. Он многозначительно повертел в руках мой паспорт и увидев прописку, спросил: «Ты что из Магадана, что ли, приехал?». Я ответил, что так и есть. Он сокрушённо покачал головой: «У вас там, что, своих архивов нет?!». Ещё что-то пробурчав, протянул мне мое удостоверение личности. Вот так я начал работу в центральных архивах в г. Москве, и здесь же в первые месяцы знакомился по документам с будущими героями книги – Т. Абабковым, И. Митраковым, П. Афанасьевым и другими. Этот охранник кое в чем был прав – работу лучше начинать, конечно, в региональных архивах, где можно составить для себя полную картину, выделить систему, а уж потом уточнять какие-то ключевые моменты с помощью материалов федеральных архивов.
    Я не знал с чего начать. Смотрел отчеты Магаданской областной парторганизации. Они состоят из протоколов областных партийных конференций, пленумов, заседаний бюро и секретариата Магаданского обкома и горкома КПСС, собраний областного и городского партийного актива. Согласно установленным правилам, один экземпляр этих документов отсылался в Москву. Благодаря этому в ЦК КПСС сформировался уникальный комплект протоколов и стенограмм заседаний руководящих органов региональных комитетов.
    В ходе работы возникла мысль проверить, насколько стенограммы, которые посылались в ЦК КПСС, отличаются от тех же документов, хранящихся в региональном архиве Магаданской области. Такая проверка показала полную идентичность этих материалов. Это означало, что все «нехорошие» места убирались в процессе подготовки окончательной стенограммы.

    Конечно, в Магадане самыми важными для меня архивами, на материалах которых и построено исследование, были Государственный архив Магаданской области и Центр хранения современной документации Магаданской области. В ЦХСДМО имеется блок документов, содержащий информацию о деятельности партийных органов всех уровней, по каждому партийному комитету – Магаданскому обкому, Магаданскому горкому, Чукотскому окружкому и райкомам КПСС. Конечно, особую ценность имеет протокольная часть описи Магаданского областного комитета партии.

    Работа в архиве произвела на меня огромное впечатление. Особую роль играла даже атмосфера зданий московских архивов и внутренний облик читальных залов. Время здесь проходило очень быстро. Бывает, сидишь и вчитываешься в документ, который, собственно, не совсем относится к теме исследования, но текст настолько увлекал, что не давал возможности оторваться. При чтении стенограмм партконференций погружаешься в другой мир. Текст, пронизанный партийной лексикой, особая манера разговора. Постоянное желание – прочитать, посмотреть как можно больше и больше. Смотришь архивные описи, и хочется заказать и то, и другое. Но всё посмотреть невозможно.
    При первом же столкновении с документами архивов, понимаешь, что особенности партийных комитетов, их структура намного сложнее, чем это рисуется в современных учебных пособиях по отечественной истории. Вообще даже какую-либо информацию о структуре партийных комитетов редко встретишь в учебниках. Обычно делается упор на то, что региональные органы – винтики машины, контролирующей и направляющей развитие общества. При этом практически не учитывается ни влияния региональных органов на принятие решений в Центре, ни степень самостоятельности регионального руководства. Часто исследователи забывают, что между Вождём (Политбюро) и населением страны стояли кадры областных, районных партийных и советских органов, которые были реальными проводниками государственной политики.

    – Как возник сам план книги, ее главная идея?

    – План и идея терпели изменения по ходу работы. Сама композиция книги также была выстроена в последний момент. Дело в том, что на первоначальном этапе вырисовывалась картина утери Дальстроем былого влияния: организация Магаданской области, передача функций Дальстроя советским и партийным органам, приезд новых руководителей, беспощадная критика, обрушившаяся на Дальстрой, критика руководства, и.т.д. Всё это говорило о том, что Дальстрой перестал играть главную роль. Исходя из такой установки, я собирал материал для исследования, искал наиболее яркие места критики, конкретную критику. Вот об этом и должна была быть книга – о том, как «умирал Дальстрой». Но в итоге получилась она совсем другой.

    – Когда же произошел этот перелом?
    – А вот когда бумаги, копии документов с критикой Дальстроя завалили весь рабочий стол, я понял, что могу просто утонуть в таком потоке информации.
    Копаясь в критических высказываниях всех мастей, я терялся в мыслях, всё дальше уходил от главной задачи – нарисовать жизненный мир управленцев Магаданской области. Многие из руководителей, приехавших в Магадан, не имели прочных связей с обществом. При первом погружении в магаданские архивы, я столкнулся с тем, что прежде нужно описывать не партийную элиту Магаданской области, существование которой еще нужно было доказать, а реальную элиту – элиту Дальстроя. Нужно погружаться и описывать среду Дальстроя, мир Дальстроя, дух Дальстроя, эпоху Дальстроя.

    Жить и работать новому партийному и советскому руководству области предстояло именно в этом мире. В этих условиях предстояло реально проводить политику Центра. Эти люди расставляли свои акценты при решении распределении основных ценностей в обществе, влияя на их содержание. Была неизбежна борьба старого и нового, элиты Дальстроя и партийно-советского руководства области. Критика – явление этой борьбы. Несмотря на шквал критики в адрес Дальстроя, я пришел к выводу, что именно этот мир, эта система, эта организация продолжала оставаться ведущей силой при текущих управленческих, хозяйственных задач. Реальная сила Дальстроя как организации со временем уменьшается, но оставались люди – носители особого менталитета, в том числе особого партийного опыта. Только после 1958г. можно говорить о «нормальной», в советском смысле, власти партийных органов на Колыме.
    – Важной частью «Колымского льда» являются приложения, содержащие интервью. Расскажите, с кем Вы встречались, кто помогал Вам в ходе работы над книгой?
    – В книге приводится два, на мой взгляд, ключевых для понимания событий интервью – с И.Н. Каштановым и А.Д. Богдановым. В книге, конечно, опубликован отредактированный материал, но он представляет интересную позицию этих уникальных людей, много сделавших для нашей области.
    С ними я встречался, когда уже сам имел картину того, что происходило в стране, в Магадане в 1950-е гг., и отвечали они уже на готовые, или уточняющие какие-то детали, вопросы. Конечно, не нужно полностью воспринимать все сказанное ими, так как информация фиксируется через много лет после произошедших событий и участники событий уже переоценивают те или иные явления и факты. Потому эту информацию нужно подвергать дополнительному анализу.
    В ходе работы я общался с нашими исследователями В.Г. Зеляком, А.Г. Козловым, А.И. Широковым, общение с которыми помогало найти правильную линию исследования, установить какие-то неизвестные, но нужные детали. Важным для меня было мнение моего научного руководителя в университете Жмакиной Ангелины Викторовны, под руководством которой я работал над дипломом. Всегда интересным было общение с Т.В. Веркиной, А.В.Смирновой, И.В. Макаровым, М.М. Этлисом и др.
    – Несколько слов о названии книги, что оно означает?
    – На презентации, которую прекрасно организовала Ольга Александровна Толоконцева, я рассказывал и об оформлении книги, и о названии. То, как выглядит книга сейчас, первоначально не было воспринято в издательстве «РОССПЭН», в этом случае мне пришлось настоять на данном варианте оформления ее обложки. Существуют стандарты оформления научных изданий, что связано и с экономикой производства печатной продукции. В основном, внешне книги похожи друг на друга как «леденцы». Хотелось, чтобы «Колымский лёд» отличался от них.

    Что касается названия книги, оно появилось за две недели до отправки рукописи в издательство. Первоначально «лёд» выражал для меня мощь и силу Дальстроя. Но, конечно, «лёд» - это более широкий образ, выражающий различные аспекты состояния колымского общества. Первоначально я знал, что название должно состоять из двух слов, одно из которых - «колымский», второе слово должно было быть холодным – снег, айсберг, лёд и т. д. Вот так, подбирая слова, я спросил Сан Саныча - соседа по комнате из г. Волгограда о том, на чем лучше остановиться. Он ответил: «Колымский лёд». Я напечатал это название и больше уже его не исправлял.
    Беседу вел П. ЛИВАНОВ.
    (Со следующего номера мы начинаем публикацию отрывков из книги «Колымский лёд»).

     
    версия для печати 

     

     
     
    Статью читали: 5325 раз
     
    Последние материалы  
       

    Общество

    БОЛЕЕ СЕМИДЕСЯТИ ЛЕТ ОТДАЛА МАГАДАНУ...
    Мэр Магадана Сергей Абрамов поздравил с 90-летним юбилеем ветерана Великой Отечественной войны, труженицу тыла Александру Петровну Курьянову.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Образование. Наука

    ОПЕРАЦИЯ «ШКОЛА»
    В Магадане комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в сентябре рассмотрела 11 административных дел в отношении родителей, уклоняющихся от обеспечения детей образованием.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45

    Культура. Искусство

    «ЛАДУШКИ» – В «ОКЕАН», МОДЭМ – В СЕВАСТОПОЛЬ
    Два творческих коллектива Магадана примут участие во всероссийских конкурсах. Фольклорный ансамбль лошкарей «Ладушки» вылетел во Всероссийский детский центр «Океан» в городе Владивосток, 31 учащийся «Детской музыкальной школы» столицы Колымы примет участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Моя федерация».ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:45
     

    Наш город

    Безопасный город
    Противопожарное состояние объектов образования, культуры, спорта, социальной поддержки в Магадане значительно улучшилось.ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
    24-09-2015, 10:44
       
       
    Магаданское время  
       

    ДВА НОВЫХ СВЕТОФОРА
    24-09-2015, 10:45
    В рамках программы «Повышение безопасности дорожного движения» в Магадане в 2015 году установлены два светофора.

    В Магадане готовятся отметить День пожилого человека
    24-09-2015, 10:44
    Мероприятия проведут учреждения управления культуры, образования, социальной поддержки семьи и молодёжи мэрии Магадана.

    «ВЕЛОСИПЕД» ДОЕХАЛ ДО ФИНАЛА
    24-09-2015, 10:43
    Команда КВН «Велосипед», представляющая Магадан, прошла в финал Центральной Тихоокеанской лиги Международного Союза КВН.

    ФСБ БЫСТРЕЕ ВСЕХ
    24-09-2015, 10:42
    Сотрудники Управления ФСБ России по Магаданской области стали лучшими в соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    КАК ВЫЛЕЧИТЬ ОТ БЕСПЕЧНОСТИ?
    24-09-2015, 10:39
    В магаданской поликлинике у беспечного пациента похищены документы и деньги.

    ПОМОЩЬ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ
    24-09-2015, 10:39
    Очередную спасательную операцию провели 19 сентября 2015 года сотрудники Пожарно-спасательного центра Магаданской области в районе бухты Светлая.

     
     
     
     

     

     © © 1996-2007 "Вечерний Магадан"

     



    При перепечатке ссылка на газету обязательна.

    Разработка, поддержка
    Информационное агентство "Колыма-Информ"

    685000 г.Магадан, пр. Карла Маркса, 40
    Тел./факс: (4132) 620478
    e-mail: evenmag@citylink.ru

    Отдел рекламы:
    Тел./факс: (4132) 627456
    E-mail: paul_5@rambler.ru